На прошлой неделе фестиваль «Короткий
метр» представил на обозрение зрителей три картины петербургских режиссеров.
Среди уже заслуженных мэтров кино появился новый талант Артем Антонов.
Ожидания кинокритиков во многом не сбылись. Наибольший интерес публика
проявила не к творениям матерых режиссеров, а к дипломной работе студента.
Жизнь в натуре
Фильм «Столичный скорый», снятый учеником Игоря
Масленникова, «под завязку» наполнен реальностью, не красивой и элегантной,
но удивительно жизнеутверждающей. Сама фактура ленты предрасполагает к
«чернухе»: место действия — населенный пункт где-то между Питером и столицей,
какое-то швейное училище, тинейджерские тусовки в заброшенном вагоне и водка
под гитару. Но несмотря на это, 25-летний Антонов лучше, чем любой другой
режиссер за последние двадцать лет, сумел передать все соблазны и невинность
бытия подрастающего поколения. Девчонки, мечтающие о лучшей жизни,
воплощенной для них в проносящемся экспрессе, выглядят неподдельно
естественно и женственно. Эти роли сыграли Анна Слынько и Полина Воронова.
Сцены, где они пляшут, задирая юбчонки, и дразнят проезжающих невидимых
пассажиров, наверное, одни из самых смешных и трогательных в современном
российском кино. Их речь, естественно, обаятельно косноязычна: «Я тут тебе
сегодня как что?» — осаживает героиня осмелевшего ухажера. Но набором из двух
слов и трех междометий можно передать любую гамму чувств. И, что самое
удивительное, эти чувства наивны и чисты. А ощущение тревожной неизвестности,
которое появляется, когда девчонки получают любовные послания в бутылках,
выброшенных из окна поезда, даже сильнее, чем такое же чувство в каком-нибудь
триллере.
Что же касается бывалых режиссеров, использовавших
многолетние наработки, то они не были столь благожелательно восприняты
публикой.
Ирина Евтеева, используя оригинальные методы,
продемонстрировала свое видение Петербурга в одноименной ленте. Картина
представляет собой смонтированные и собственноручно раскрашенные кадры
черно-белой советской киноклассики. На протяжении фильма за кадром звучит
голос Сергея Дрейдена, в ужасно архаичной манере декламирующего стихи Андрея
Белого. Это несколько портит общее впечатление от «Петербурга», грозившего
стать шедевром.
Картина Александра Рогожкина «Sapiens» навязчиво
блещет элегантностью — своим главным качеством. Идея его такова: показать
жизнь глазами цветка, который вырос на обочине автострады. Будто преодолевая
приступы клаустрофобии, он выламывается из-под земли, чтобы увидеть эту самую
жизнь: огромный и самодовольный борщевик, мусор, вылетающий из окон
проезжающих машин, склонившуюся над ним душу погибшего в аварии мальчика или
глаза упавшего от усталости солдата. В результате жизнь проходит, и цветок
погибает от руки интеллигентов, читающих Басе. Так же как и фильм самого
Александра Рогожкина, практически никем не замеченный, кроме истинных
любителей эклектики.
|